Четверг, 16.05.2024, 03:51
Мой сайт

 

Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 16 » Михаил Краснов: Въездной туризм в нашей стране не
    07:39
     

    Михаил Краснов: Въездной туризм в нашей стране не

    12 июля 2011 г.

    Михаил Краснов:
    Въездной туризм в нашей стране не бизнес, а увлечение «для души»

    — Михаил Петрович, вы принимали участие в недавно организованной краевыми властями официальной встрече с туроператорами из Германии и Великобритании, которые продемонстрировали свой явный интерес к Пермскому краю. Между тем практика показывает, что туристическая инфраструктура региона пока не готова к подобному сотрудничеству. Это был действительно новый взгляд на регион со стороны потенциальных партнёров или же просто состоялся обмен дежурными любезностями?

    — В основном в составе делегации были специалисты, непосредственно принимающие участие в процессе туроперейтинга. Понятно, чего они хотят, и понятно, что получат в итоге.

    — А именно?

    — Они хотят нового, неожиданного, отличающегося от традиционных объектов туризма, к которым уже привыкли европейцы. Они давно освоили туры в Москву, Санкт-Петербург, по «Золотому кольцу», путешествие поездом по Транссибирской магистрали с остановкой в Екатеринбурге, Иркутске, на Байкале, в Хабаровске, поездки на Камчатку. Зарубежные турфирмы не прочь развивать свой бизнес в России. И они, к своему удовлетворению, увидели, что в принципе Пермь укладывается в схему продвижения популярного железнодорожного маршрута Москва — Владивосток.

    — Прикамье, на ваш взгляд, готово к приёму иностранных туристов?

    — В принципе готово. Раньше было всё сложно, поскольку вокруг региона существовал глухой информационный вакуум. Никто толком не знал, что делать и с чего начать. Ситуация постепенно меняется. И теперь уже всем ясно, что у края большой потенциал для развития въездного туризма.

    — Сколько времени потребовалось, чтобы это понять?

    — Примерно 10 лет. Мы начали развивать это направление в конце 1990-х
    годов буквально с отдельных заказов. Вначале клиентами были большей частью наши соотечественники. В 2003 году жизнь свела нас с голландцем — специалистом по туризму, осевшим на некоторое время в Перми. Он предложил в качестве первого шага съездить на железнодорожный вокзал и оценить поток транзитных туристов, направлявшихся на Дальний Восток. Количество иностранцев впечатлило: они буквально высыпали на перрон и фотографировали всё, что попадало в объектив, чтобы потом показать, что были в Перми. Оставалось сделать так, чтобы туристы решились на запланированную остановку здесь. Тогда мы разработали сайт на английском языке, написали письма в европейские турфирмы, специализирующиеся на России.

    Чтобы оценить временные параметры происходящих подвижек, можно привести данные нашего голландского партнёра, который, вернувшись на родину, занялся отправкой туристов в Россию. Три года назад он говорил, что Пермь по количеству остановок иностранцев, путешествующих по Транссибу, сравнялась с Екатеринбургом, а ещё через год заметил, что даже немного обгоняет соседа.

    Конечно, любителей подобных поездок сложно назвать группами. Обычно это два или три, максимум шесть человек. Но ситуация сдвинулась с мёртвой точки. Недавно три пары туристов подряд нам сказали: «Мы слышали, что в Перми интереснее, чем в Екатеринбурге. Там можно провести от силы день, а у вас есть смысл задержаться на два-три».

    — Какие объекты больше всего интересуют иностранцев в Прикамье?

    — Прежде всего, Музей истории политических репрессий «Пермь-36», который в последние годы проделал огромную работу по продвижению на информационном поле. В результате он вошёл в 100 наиболее значимых музейных объектов мира, встав рядом с египетскими пирамидами и Великой китайской стеной.

    Интересна туристам Кунгурская ледяная пещера. А вот монастыри (в том числе Белогорский) — не в приоритете, поскольку зарубежные гости едут к нам после Санкт-Петербурга, Москвы, Владимира, Суздаля. С этими объектами у них получается явный перебор. В глубинке они рассчитывают найти подтверждение своим представлениям о «русской душе», характере, познакомиться с национальными традициями.

    — Где и как происходит такой контакт?

    — В различных турах. К примеру, у нас есть «дача-тур», когда иностранцы едут в старинную избу с русской печкой, полатями, с колодцем и баней. Сами носят воду из колодца, колют дрова, топят печь, зажигая спички трясущимися руками, чтобы не замёрзнуть ночью. Дополняют развлечения зимняя рыбалка, баня с купанием в снегу.

    — Но это, наверное, не та категория туристов, о которых шла речь на встрече? Представители зарубежных турфирм на встрече подчеркивали, что их клиенты — это большей частью пожилые люди, нуждающиеся в комфортных условиях…

    — Очень часто дело не в возрасте. Есть любители активных туров, которым за 70 и даже за 80 лет. Однажды мы принимали в числе группы супружескую пару из Голландии (77 и 73 года), которые отправились в активный тур с дикой пещерой, до которой надо было идти по снегу девять километров, а потом три часа ползать под землей с фонариками по-пластунски. Они первыми заявились на такой эксперимент и оказались в группе самыми активными и весёлыми.

    Или, к примеру, в Бельгии есть фирма, которая специально выискивает активные и экстремальные туры, продавая их по всему миру. Она вышла в Россию через нас и несколько лет подряд отправляла туристов в Пермь. Год назад её приоритетом стал Кольский полуостров, а сейчас интересы переместились на Алтай.

    Обычно наши туристы два дня проводят в Москве, потом садятся в поезд №2 и прибывают в Пермь. Два дня отводится на знакомство с городом, а на третий они отправляются на природу в совершенно спартанские условия.

    Достопримечательности в районе, например, Усть-Койвы действительно эксклюзивные: Синий камень, Красный камень, пещера Чудесница, водопад… Однажды ночью я вышел на улицу, а там прохаживается турист и сам себе под нос по-английски бормочет: «Какое здесь замечательное место: тишина, телефонной связи нет, ни вертолётов, ни самолётов, ни автомашин. Звёзды на небе, покой, незнакомая природа. Как приятно здесь находиться».

    — То есть их не пугает отсутствие дорог, комфортабельных гостиниц …

    — Нет, всё перечисленное на самом деле пугает. Но, с другой стороны, страх преодолевает любопытство: многие вещи для них удивительны, а отзывы после таких туров просто восторженные. Их можно видеть в интернете со множеством фотографий. Их авторы — туристы из Австралии, Израиля, Канады, США, Норвегии, Швеции, Швейцарии, Италии.

    — Можно ли совместить развитие комфортной туристической инфраструктуры с сохранением имиджа провинции, дикой природы и отсутствием цивилизации? Если строить одно, потеряется другое...

    — Это не так. В нашей глубинке уже появились очень хорошие базы для размещения иностранцев, за которые не стыдно. Но вся проблема в том, что цена проживания в них на порядок выше, чем это принято в Европе, при примерно сопоставимом уровне сервиса. Поэтому мы не всегда можем предложить такие туры иностранцам. Для них наше соотношение цены и качества неадекватно, они не понимают, почему так происходит.

    И я не могу объяснить особенностей русского бизнеса клиентам.

    Допустим, мы имеем базу, где иностранцы спят на полатях (с туалетом на улице) и платят 600 руб. на человека в сутки. Это примерно 15 евро. В Финляндии в индивидуальном домике, где идеальный порядок и есть всё для гигиены, можно разместиться за 4,5 евро в сутки. И это при том, что на территории базы есть шикарный и недорогой ресторан, лодочная база, где можно покататься на лодке и порыбачить, и даже место, где можно с комфортом разделать рыбу и приготовить. Всё продумано до мелочей.

    Владельцы нашей инфраструктуры тоже не виноваты. Если посчитать, то у такой базы с 600 руб. действительно прибыль невелика.

    — В чём же дело?

    — Отечественный рынок раздут за счёт нефти и газа. Соответственно, высоки затраты, дороги гостиницы. Когда мы предлагаем стандартный номер за 4,4 тыс. руб. в сутки (110 евро), и это не пять «звёзд», а лишь три, то должны понимать, что на эти деньги можно слетать в Турцию на 14 дней. А ведь это только проживание. А всё остальное?

    Россия — очень дорогая страна. Это основной экономический фактор, который сдерживает развитие туристического рынка.

    — Вы считаете, что это серьёзный порог на пути увеличения туристического потока?

    — Вспомните время, когда открылся «железный занавес», и иностранцы просто ломанулись в Ленинград и Москву. Туристические компании трудились сутками, обслуживая тысячи иностранных туристов. Но тогда не было никаких сложностей с визами, и цены были просто смешными по сегодняшним меркам. Стоимость недельного тура в Ленинград составляла в среднем $270-290, вместе с проживанием и экскурсионной программой. Сейчас минимальный пакет с минимальным набором экскурсий обойдется в сумму от 1720–1750 до 1790 евро.

    Огромные расстояния, высокая стоимость перелётов, отсутствие самолётов low-coster, которые позволяют в Европе за 20–40 евро слетать, допустим, из Амстердама в Барселону… Мы много раз пытались «поднять» туры с охотой и рыбалкой, очень интересные. Но когда мы посчитаем перелёт, проживание, питание, услуги егерей, клиенты говорят: «Нет, мы лучше в Кению на сафари». Потому что это обойдётся на порядок дешевле, чем тур в Россию.

    К сожалению, с этим ничего не сделаешь. Поэтому мы не имеем большого притока иностранных туристов. Сегодня прикамский экстрим на уазике-«буханке» по непроходимым дорогам с вертолётным туром может осилить только команда профессионалов из National Geographic. Они могли такие деньги разово заплатить. И им это очень понравилось.

    — Наверное, это не единственная проблема въездного туризма?

    — Безусловно. Мировой туристический рынок функционирует в принципе по другим правилам. В своё время я бронировал отель в Арабских Эмиратах по цене $27,5, тогда как официально стандартный номер в этой гостинице для туристов «с улицы» стоил $100. Есть разница? Там зарабатывают и туроператор, и гостиница.

    Коллега, который в Германии занимается приёмом русских туристов, утверждает, что официальные цены на размещение в отелях могут быть на порядок выше, чем предлагает его турфирма. Переговоры туроператора с гостиницей начинаются с уровня 50%-ной скидки. В среднем в Европе каждая гостиница реально зарабатывает от 28 до 45% объявленной цены, всё остальное уходит на посредников. И рынок отлично работает. Посредники, как кровеносные сосуды, связывают клиента с туристической инфраструктурой.

    Поэтому первая проблема, с которой мы столкнулись на отечественном рынке, это абсолютное непонимание владельцев отелей, баз и даже раздражение, будто мы хотим от них чего-то невероятного. Мы не работаем с нашими санаториями и профилакториями. Они заявляют: докажите, что принесете за год столько-то миллионов рублей, тогда мы дадим вам 5% скидки.

    Более того, ещё 10 лет назад я был просто в шоке, поскольку любая гостиница предлагала мне вместо скидки сделать наценку «сверху». В первый год, например (будете смеяться), я начал добиваться скидки в 2%. Гостиница «Урал» мне предлагала скидку 4%, если я сразу закажу питание, проживание и экскурсионную программу.

    Одна из туристических баз предложила нашей компании поработать совместно. Мы разместили на нашем сайте их предложение, и почти сразу же появился клиент. Я спрашиваю у партнёра, какую комиссию буду иметь, поскольку не могу заявить цены выше, чем предлагает сама база. Владелец отвечает: «Никакой комиссии». Как так? «Мы же здесь работаем. Вы что, хотите на наших услугах просто так деньги в карман положить?» В общем, совместной работы не получилось.

    Сегодня, правда, ситуация меняется. На рынке появилась конкуренция. Отдельные гостиницы уже дают 35% скидки. Одна база предлагает даже 50%. Это уже что-то.

    — Тем не менее въездной туризм остаётся не слишком выгодным бизнесом?

    — В сфере въездного туризма даже при наличии 20%-ной комиссии бизнес находится на пределе рентабельности (примерно 3–4%). По сути, это означает работать для того, чтобы просто работать.

    Когда партнёеры дают скидку в 30–35%, уже можно вздохнуть и начать реально зарабатывать. Однако многие участники рынка этого ещё не понимают. Они уверены, что «наценочку надо делать сверху».

    — А какие задачи можно решать в существующих условиях?

    — Надо отдать должное усилиям наших властей, которые много сделали для создания информационного поля вокруг Перми. Происходит всё больше контактов, москвичи стали правильно произносить слово «Пермь». Город становится все более узнаваемым на карте. Но это — лишь одна из задач.

    Я предметно знакомился с туристическим рынком США и вынес из общения с американцами понимание того, что туризм — всеобъемлющее понятие. В него входит всё, что влияет на привлечение людей в тот или иной регион. Читаешь список членов туристической ассоциации штата Орегон и глазам своим не веришь: в неё входят абсолютно все музеи, выставочные центры, в том числе аналогичные «Пермской ярмарке». Там же представлены театры и кинотеатры, все без исключения спортивные клубы, в том числе — клуб любителей путешествий на автомобилях. И даже клубы любителей кошек и собак.

    Я неосторожно спросил: а эти-то что в туризме делают? Коллеги даже обиделись. Только на одно мероприятие — выставку кошек — со всей Америки сюда приезжают тысячи людей. Для её проведения туристическая ассоциация арендует частный аэродром, куда съезжаются трейлеры, дома на колесах. В городе все гостиницы бывают переполнены. С полок торговых центров сметается всё подряд. После одной такой выставки в доход ассоциации туризма поступило $7 млн 889 тыс. «И 11 центов»,— скрупулёзно уточнили организаторы.

    У ассоциации Орегона вообще хороший бюджет. Сенаторы штата разработали закон, в соответствии с которым всем её участникам, перечисляющим налоги в местный бюджет, возвращается 29% от них на развитие туризма. Эти деньги остаются в ассоциации, у которой появляются средства на проведение выставок, продвижение туристических продуктов, создание новых объектов и разработку новых идей. Всем этим занимается целый штат креативщиков.

    В России ещё многое не сделано в законодательном плане. И это тоже существенный тормоз для развития рынка.

    — Представитель компании BPRC Скотт Крауч полагает, что для превращения Перми в центр европейского туризма потребуется 10 лет. Это реальный срок?

    — В принципе реальный. Директор горнолыжной базы «Огонёк» Леонард Постников, создавший этнографический парк реки Чусовой, сделал свой объект туристическим в 1993 году и всё спрашивал: «Где туристы?» Мы стали регулярно возить на этот объект иностранцев лет через 15.

    Продвижение — это огромная работа, тяжёлая, длительная. Туристический маршрут «Большое кольцо Урала» мы начали раскручивать в 2003 году. Идёт восьмой год, потихонечку расходятся «круги». Но настоящего потока пока нет, в том числе по финансовым причинам, о которых уже шла речь.

    Надежды на то, что прямо сейчас в Пермь понаедут крупные зарубежные туроператоры, начнёт развиваться франчайзинг, сомнительны. Думаю, иностранные партнёры под предлогом того, что будут привлекать в регион иностранных туристов, предпочтут оправлять наших в Европу. Будут стараться захватить рынок, который рядом, чтобы заработать.

    Фанатов не так уж много. Когда я начал заниматься въездным туризмом вплотную, коллеги крутили палец у виска. «Миша, брось этой ерундой заниматься», — советовали мне со всех сторон. Это дело надо любить. Пока въездной туризм в нашей стране не бизнес, а увлечение «для души».

    Просмотров: 250 | Добавил: betthe | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0